"Летела Капелька с небес" (познавательно-исследовательская деятельность с интеграцией образовательных областей) старшая группа

Педагогический работник Ермакова Светлана Владимировна.
Педагогический работник
Ермакова Светлана Владимировна

                             1. Вводно-организационный этап 
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Наше занятие сегодня  посвящено... А, впрочем, вы сами догадаетесь, посмотрев слайд презентации.
-О чем же мы будем говорить?
(Ответы детей.)
-Конечно, о воде. Нашу планету  Земля  называют Голубой планетой. Больше половины ее поверхности покрыто водой. Посмотрите на глобус.
                  Вам рассказать сегодня хочу я о воде, 
                  Вы знаете, ребята, вода у нас везде.
                  Осмотрись вокруг: озера и моря,
                  Без воды не проживет Земля твоя.
Ребенок:  Воду ценит каждый человек.
                  Дерево не выросло б вовек.
                  Птицы, звери тоже воду пьют,
                  Рыбки без водички не живут,
                  Травка без водички не растет,
                  Все живое без воды умрет.
                  Так цени и береги водичку,
                  Расскажи о ней друзьям, сестричкам.
Актуализация.
Воспитатель: А вам хочется узнать что-то новое о воде?
- К нам в гости прилетела Капелька. От нее мы и узнаем много интересного.
-Здравствуй, Капелька!
2. Основной этап. Восприятие и усвоение нового материала.
Капелька: Здравствуйте, ребята!
                   Я очень добродушная, я мягкая, послушная.
                   Я и туча, и туман, и ручей, и океан.
                   И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу!
                   В морях и речках обитаю, часто по небу летаю.
                   А наскучит мне летать, на землю падаю опять.
А живу я в стране, которой правит Королева Вода. У меня есть много братишек и сестренок.
Воспитатель: Интересно, а все ли ребята знают твоих братьев и сестер? Попробуем отгадать загадки, которые принесла Капелька:
1.    Белые мухи на поле сели. (снег)
2.    На дворе горой, а в избе водой.(снег)
3.    Без досок, без топоров через речку мост готов.
Мост, как синее стекло –скользко, весело, светло.(лед)
4.    Что за звездочки сквозные на пальто и на платке,
Все сквозные, вырезные, а возьмешь – вода в руке.(снежинки)
5.    И тверд, и чист, на солнышке сверкает.
Но пригревать начнут лучи, он тут же и растает.(лед)
  Воспитатель: Молодцы, все загадки верно отгадали. Льдинки и снежинки – родные братья и сестры нашей Капельки. Они – это тоже вода, но только в застывшем виде. Сегодня Капелька расскажет вам много нового о воде. Закрываем глазки…Мы попали в волшебную комнату, где будем проводить опыты с водой, а Капелька нам поможет.
Опыт № 1: «Вода жидкая, может течь», «У воды нет формы»
Взять 2 стакана с водой, а также 2-3 предмета, выполненных из твёрдого материала (кубик, линейка, деревянная ложка и др.). Определить форму этих предметов. Задать вопрос: «Есть ли форма у воды?». Предложить детям найти ответ самостоятельно, переливая воду из одних сосудов в другие (чашка, блюдце, пузырёк и т.д.). 
Вывод: Вода не имеет формы, принимает форму того сосуда, в который налита, то есть может легко менять форму.
 Опыт № 2: «Вода прозрачная»
-Какого цвета вода?
На столе у детей лежат полоски бумаги, с их помощью определим цвет воды. 
-Приложите  и сравните цвет воды и цвет каждой полоски. Можно ли сказать, что вода имеет цвет одной из полосок? Какого же цвета вода? (бесцветная, прозрачная)
-Как можно проверить прозрачность воды? (посмотреть на что-нибудь через стакан с водой) 
Опыт № 3: « Наша вода без вкуса»
-Знаете ли вы вкус соли, сахара, лимона, яблока?
-Попробуем их?
А теперь  попробуем воду в стакане на вкус. Можно ли ее назвать соленой, горькой, сладкой, кислой?
Вывод: вода не имеет вкуса.
Опыт № 4: «Вода не имеет запаха»
Когда мама печет пирожки, аппетитный запах разносится по всей квартире. Тонкий аромат имеют цветы, духи. 
-Понюхаем воду, чем она пахнет?
Вывод: вода не имеет запаха.
Опыт № 5: «Лед – твердая вода»
Высоко в небе пары воды замерзают и превращаются в твердые кристаллики. Они падают на землю красивыми снежинками. Снежинки прозрачны. Из них получается снег. Он пушистый белый холодный.
-Посмотрите, в стаканчике  находится лед. Он немного постоял в теплой комнате и начал таять.
Вывод: снег и лед – тоже вода.
  Опыт № 6: «Пар – это тоже вода»
-Возьмем стакан с горячей водой. Вы видите пар, который поднимается над водой. А теперь накроем стакан зеркальцем. На зеркальце капельки воды.
Вывод: пар – тоже вода.
Опыт № 7 «Плавающее яйцо»
Возьмем два куриных яйца и опустим каждое из них в сосуды с жидкостью: в один нальем чистую воду, а в другой добавим соль. В стакане с пресной водой яйцо будет тонуть, а  в соленой  - будет продолжать держаться на воде. Плотность соленой воды выше, поэтому яйцо не тонет.
Плотность жидких веществ объясняется сравнением соленой воды с киселем, где консистенция гораздо гуще, а значит и плотность будет выше. Также можно объяснить эксперимент с соленой водой в море, когда во время плаванья человеку держаться проще, чем в пресном водоеме.
Вывод: Соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть.
Опыт № 8 «Поплавок из апельсина»
Возьмем обычный апельсин и опустим его в воду. Замерим  уровень, на котором он будет держаться на воде. Вынув фрукт, очистим его от кожуры и положим обратно на поверхность воды. Апельсин обязательно утонет.
Вывод: вызвано это тем, что в кожуре есть маленькие отверстия с воздухом, которые держат апельсин на плаву. Без них, фрукт камнем идет ко дну.
Воспитатель: Не устали? Давайте немного отдохнем.
Физкультминутка:
Очень всем нужна вода,
Делай раз и делай два.
Звери из ручья попили,
Влево, вправо наклонились.
Вместе на носочки встали, 
Тучку лапками достали.
Дружно хлопнули в ладоши.
До чего же день хороший!
Дождик вдруг полил с утра.
За работу нам пора.
Воспитатель: А теперь поиграем с красками.
Опыт № 9 «Играем с красками».
В баночку с водой добавить немного красной краски, что происходит? (краска медленно, неравномерно растворится).
В другую баночку с водой добавить немного синей краски, размешать. Что происходит? (краска растворится равномерно).
Дети смешивают воду из двух баночек. Что происходит? (при соединении синей и красной краски вода в банке стала коричневой).
Вывод: Капля краски, если её не мешать, растворяется в воде медленно, неравномерно, а при размешивании – равномерно.
Опыт № 10  «Друзья».
Стакан с водой на несколько минут поставить на солнце. Что происходит? (на стенках стакана образуются пузырьки – это кислород).
Бутылку с водой изо всех сил потрясти. Что происходит? (образовалось большое количество пузырьков)
Вывод: В состав воды входит кислород; он «появляется» в виде маленьких пузырьков; при движении воды пузырьков появляется больше; кислород нужен тем, кто живёт в воде.
Опыт № 11 «Можно  ли  склеить  бумагу  водой».
Возьмём два листа бумаги. Двигаем один  в одну сторону, другой в другую. Смачиваем водой, слегка сдавливаем,    пробуем    сдвинуть    -    безуспешно. 
Вывод: вода обладает склеивающим эффектом.
Опыт № 12 «Способность воды отражать окружающие предметы». 
Внести в группу таз с водой. Предложить ребятам  рассмотреть, что отражается в воде. Попросить детей найти своё отражение, вспомнить, где ещё видели своё отражение.
Вывод: Вода отражает окружающие предметы, её можно использовать в качестве зеркала.
Опыт № 13 «Вода может литься, а может брызгать». 
В лейку налить воду. Что происходит с водой, когда  лейку наклоняем? (Вода льётся). Откуда льётся вода? (Из носика лейки?).
 Показать детям специальное устройство для разбрызгивания – пульверизатор. Он нужен для того, чтобы брызгать на цветы в жаркую погоду. Брызгаем и освежаем листочки, им легче дышится. Цветы принимают душ. Предложить понаблюдать за процессом разбрызгивания. 
Вывод:  Вода может литься, а может разбрызгиваться. 
Опыт № 14 «Животворное свойство воды». 
Наблюдение за срезанными веточками дерева, поставленными в воду, они оживают, дают корни. 
Вывод: Вода даёт жизнь живому.
Воспитатель: Ребята, а сейчас закрепим полученные знания, поиграем.
Дидактическая игра «Волшебница Вода».
Игра « Согласен - не согласен». 
Я буду произносить фразу. Если вы согласны , хлопайте и говорите: «Да». 
Если не согласны, топайте и говорите: «Нет!» 
1.На земле много морей, рек, озёр и океанов. (Хлопаем) 
2.Для питья годится соленая вода. (Топаем) 
3. Вода – это и дождь, и туман, и снег, и иней, и град, и лёд (Хлопаем) 
4. Если ты хочешь быть сильным, здоровым, (Хлопаем) 
Бодрым, красивым, весёлым
Должен ты подружиться с водой. 
5. Чтобы чистой была река
Нужно мусор туда бросать (Топаем)
6.Без воды нет жизни. (Хлопаем)
Воспитатель: 
А теперь внимание на экран (показ  презентации «Детям о воде»).
- Кому же нужна вода?
- Человек без еды  может прожить чуть больше месяца, а без воды – всего несколько дней.
-Вода – добрый друг и помощник человека. Хотите в этом убедиться? Тогда послушайте сказку о стране нашей Капельки.
Экологическая сказка «Королева Вода».
  Высоко в небе есть прекрасный замок, но он так далеко, что его никто не видел. Живет в этом замке Королева Вода. В ее замке ледяной, прозрачный пол, сквозь который она смотрит на Землю.
  У Королевы много маленьких помощниц – капелек, их Королева посылает на землю помогать людям. Одни капельки возвращаются обратно к своей хозяйке, другие остаются жить на земле, их домом становятся реки, моря, ручьи, озера.
  Королева Вода наблюдает за людьми и видит, как они ждут ее помощниц, ведь без воды нельзя ни умыться, ни поесть, ни попить. Люди всегда любили воду и берегли ее. Королева тоже любила людей и посылала вовремя своих помощниц на Землю к людям.
  Так прошло много лет…
  Люди придумали машины, заводы, фабрики. Из-за дыма и копоти Королева Вода уже не могла наблюдать за Землей. Но она верила людям, верила, что они также радуются дождю и берегут каждую капельку воды.
  Однажды Королева заметила, что капельки возвращаются с Земли грустные. Тогда она решила сама посмотреть, что происходит на земле. Королева превратилась в тучку и полетела на Землю. Увидев, что там происходит, Королева воскликнула: «Ну нет, так обращаться с собой я не позволю!» И улетела в свой замок, забрав с собой всех помощниц.
  Люди сначала ничего не поняли. Они пошли на речки и озера, но там было пусто: лишь один мусор на дне. Очень тяжело пришлось людям: они часто поднимали руки к небу и ждали дождя.
  Дым постепенно рассеялся, и Королева снова увидела Землю и людей. Они просили у нее воды. И Королева сжалилась, послала капелек на Землю. Увидев воду, люди очень обрадовались. Они поняли, что были сами во всем виноваты, даже удивились, что не замечали, как обижали воду. Люди очистили водоемы. Все стало как прежде. Только теперь уже никто не мог бросить мусор в реку или оставить не закрытым кран. Люди опять стали беречь воду. А Королева Вода снова могла любоваться прекрасной зеленой планетой Земля.
Игра «Если бы я был Капелькой»: детям предлагается продолжить фразу «Если бы я был Капелькой, то я бы…»
Воспитатель: А теперь давайте порадуем нашу гостью и нарисуем тех, кому наша Капелька необходима.
Практическая работа (музыкальное сопровождение в процессе работы).
Воспитатель: замечательные рисунки  у вас получились.
 Дети наклеивают на лист ватмана с изображением Земного шара картинки растений, животных, насекомых, птиц.

3.Заключительный этап.
Воспитатель: Удивила нас сегодня Капелька и многому научила. Мы знаем теперь, что не можем прожить без воды. Воду надо беречь! В дружбе должны жить все на Земле: люди, воздух, вода, растения, животные.
 Ребенок:    Мы растем, растем, растем!
                     Все о мире узнаем.
                     Не обидим мы букашек,
                     Гнезд не разорим у пташек,
                     Не сорвем прекрасный ландыш,
                     Муравейник сохраним,
                     Ручеек не замутим.
Рефлексия:
Воспитатель: Ребята, вы сегодня хорошо работали на занятии.
-Что понравилось и запомнилось вам больше всего?
- На память о нашей встрече Капелька дарит вам медали «Берегите воду!»
-А сейчас пусть улыбнется тот из вас, у кого хорошее настроение.
 

Программа занятий

1.Создание проблемной ситуации.

2.Основной этпа.Опыты.

з.Экологическая сказка.

4.Заключительный этап.

5.Реылексия.

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie