Помощь в трудной ситуации
В Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы (утв. Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761) отмечено, что в Российской Федерации во всех случаях особое и достаточное внимание должно быть уделено детям, относящимся к уязвимым категориям. Необходимо разрабатывать и внедрять формы работы с такими детьми, позволяющие преодолевать их социальную исключенность и способствующие реабилитации и полноценной интеграции в общество.
В профессиональном стандарте педагог указано на функцию «Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся, среди которых и социально-уязвимые дети.
• одаренные дети,
• социально уязвимые дети,
• дети, попавшие в трудные жизненные ситуации,
• дети-мигранты,
• дети-сироты,
• дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.),
• дети с ограниченными возможностями здоровья,
• дети с девиациями поведения, дети с зависимостью»
Кого же относят к социально уязвимым детям?
Федеральный закон N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка
в Российской Федерации" дает нам разъяснения:
Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации:
• дети, оставшиеся без попечения родителей;
• дети-инвалиды;
• дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии;
• дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;
• дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;
• дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;
• дети-жертвы насилия;
• дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;
• дети, находящиеся в образовательных организациях для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением…; проживающие в малоимущих семьях;
• дети с отклонениями в поведении;
• дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семь
Определить семейное неблагополучие позволяет наличие следующих факторов социального риска в семье:
Социально-экономические (низкий материальный уровень жизни, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия, сверхвысокие доходы также являются фактором риска);
Медико-социальные (инвалидность или хронические заболевания членов семьи, вредные условия работы родителей – особенно матери, пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами);
Социально-демографические (неполная, многодетная семья, семьи с повторными браками и сводными детьми, семьи с престарелыми родителями);
Социально-психологические (семьи с эмоционально-конфликтными отношениями супругов, родителей и детей, деформированными ценностными и ориентациями);
Психолого-педагогические (семьи с низким общеобразовательным уровнем, педагогически некомпетентные родители);
Криминальные (алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни, семейное насилие, наличие судимых членов семьи, разделяющих традиции и нормы преступной субкультуры).
Выявление неблагополучия в семьях воспитанников ДОУ связано с выявлением факторов социального риска. Ежегодно в начале учебного года создается банк данных детей, посещающих ДОУ. Во взаимодействии коллектива ДОУ (заведующего, воспитателей, социального педагога и педагога-психолога) заполняются карты воспитанников, составляется социальный паспорт ДОУ. Выявляются социально-бытовые условия проживания семей и воспитанников, состав семьи, образовательный уровень родителей, их возраст и профессия. Эти данные позволяют спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьей. С семьями воспитанников используются такие формы, как наблюдение, беседа, анкетирование, психологическая и социальная диагностика, посещение семей с целью выявления семейного неблагополучия.
Основной информацией обладает воспитатель в группе, который ежедневно работает с детьми и по внешнему виду ребенка и по его поведению выявляет признаки неблагополучия.
Признаки неблагополучия:
- утомленный, сонный вид
- санитарно-гигиеническая запущенность
- склонность к обморокам, головокружению вследствие постоянного недоедания
- неумеренный аппетит
- задержка роста, отставание в речевом, моторном развитии
- привлечение внимания любым способом
- чрезмерная потребность в ласке
- проявление агрессии и импульсивности, которые сменяются апатией и подавленным состоянием
- проблемы во взаимоотношениях со сверстниками
- трудности в обучении.
В чем проявляются признаки физического насилия в семье:
- в боязливости ребенка
- в выраженном страхе взрослых; в проявлении тревоги в форме тиков
- в сосании пальца, раскачивании
- в боязни идти домой
- в жестоком обращении с животными
- в стремлении скрыть причину травм.
С целью профилактики и коррекции социального неблагополучия семей воспитателями, педагогом-психологом и социальным педагогом ДОУ проводится работа по повышению педагогической грамотности родителей, включение их в деятельность ДОУ. Привлечение родителей к созданию развивающей среды в группе, участию в детских праздниках, спортивных мероприятиях, выставках совместных работ родителей и детей помогает налаживанию психологического контакта.
Понятие «неблагополучная» семья
Семья считается неблагополучной, если родители:
- не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению детей;
- не исполняют своих обязанностей по содержанию ребенка (детей);
- отрицательно влияют на их поведение;
- жестоко обращаются со своими детьми;
- страдают алкоголизмом, употребляют наркотики, ведут антиобщественный образ жизни;
- создают конфликтные ситуации, втягивая в них ребенка (детей).
Для профилактики и коррекции социального неблагополучия семей воспитателями, педагогом-психологом и социальным педагогом детского сада проводится работа по повышению педагогической грамотности родителей, включение их в деятельность сада. Привлечение родителей к созданию развивающей среды в группе, участию в детских праздниках, спортивных мероприятиях, выставках совместных работ родителей и детей помогает налаживанию психологического контакта
Работая во взаимодействии со специалистами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, социальный педагог формирует и реализует систему комплексной помощи семье в снижении социального неблагополучия